Дорожно-транспортная экспертиза

Дорожно-транспортная экспертиза

Основным инструментом расследования последствий ДТП, где пострадали пешеходы, пассажиры, водитель, где был поврежден автомобиль является экспертиза ДТП, которую зачастую по разному именуют то дорожной, то автодорожной, то дорожно-транспортной.

Но ни одно из указанных наименований не является научно-обоснованным и правильным названием, но об этом чуть позже.

Дорожно-транспортная экспертиза (дорожная либо автодорожная экспертиза) до настоящего времени остается самым редким видом автотехнических экспертиз.

Независимо от того факта, что дорожно-транспортная (дорожная или автодорожная) экспертиза обрела это уникальное название более семи лет назад, количество следователей, судей, юристов, адвокатов все также назначают в суде или следствии) «автотехническую экспертизу», обозначая только класс экспертиз, без уточнения вида экспертного исследования.

В следствии такого абстрактного и общего обозначения данной экспертизы, в общей практике довольно часто складываются ситуации, когда в адрес какой-либо организации, где имеются «автоэксперты» (эксперты в области транспортной трасологии, оценщики автомобилей, оценщики ущерба), поступают материалы уголовного дела, для исполнения которых необходимы знания эксперта по исследованию ДТП (дорожной разметки, дорожно-транспортных происшествий, полотна дороги, дорожных знаков).

И тогда возникает некрасивая ситуация, в следствии которой дело возвращается в судебные или следственные органы без исполнения, в результате чего сроки не выдерживаются в следствии грамотности участников судебного процесса.

Главные цели и задачи дорожно-транспортного исследования:

• ситуация на месте происшествия: состояние проезжей части, участка дороги за пределами дорожного полотна, обочин;

• текущее состояние дороги в месте ДТП, наличия закруглений, уклонов в поперечном и продольном направлении;

• возможные условия видимости и обзорности водителя;

• установление возможности должного восприятия водителем сложившейся ситуации;

• экспертиза технической возможности предотвращения ДТП;

• Исследование значений параметров и коэффициентов, который характеризуют передвижение транспорта и других объектов на месте ДТП: сопротивления и коэффициентов сцепления перемещения транспорта и иных объектов по полотну автодороги;

Установление факторов, непосредственно связанных с обстановкой предшествующей ДТП, способствовавших возникновению дорожно-транспортного происшествия: неправильное расположение дорожных указателей, отсутствие должных дорожных знаков, неблагоустроенность дороги, неправильная разметка дорожного покрытия и другие отрицательные особенности обстановки.

Для автодорожной (дорожной или дорожно-транспортной) экспертизы специалисту требуется предоставлять имеющиеся материалы уголовного, административного, гражданского дела, относящиеся к происшествию. Должностному лицу назначающему дорожную экспертизу также следует знать, что для всестороннего и полного исследования необходимо полнейшее изучение имеющегося комплекса информации о ДТП.